Проект «Известий» Россия без границ: Островной инстинкт
Островной инстинкт
Проблема принадлежности Курильских островов на протяжении десятилетий являлась основной в российско-японских отношениях. Несмотря на требования Токио и давление со стороны США, Россия осталась непоколебима в своем праве на обладание островами, а впоследствии закрепила его в Конституции. «Известия» вспоминают, откуда возник и как развивался этот спор.
Без мирного договора
Сан-Францисский
мирный договор
По окончании длившейся чуть более месяца советско-японской войны дипотношения между Россией и Японией восстановлены не были. Это произошло потому, что СССР не стал присоединяться к Сан-Францисскому мирному договору 1945 года. Этот документ хотя и фиксировал отказ Японии от претензий на Курильские острова и Южный Сахалин, но не устанавливал над ними советской юрисдикции.
Моряки помогают пехотинцам высадиться на берег во время операции советской армии по разгрому японских милитаристов, 1945
входят в Курильскую гряду, 4 были предметом спора — это Хабомаи, Шикотан, Кунашир и Итуруп
Моряки помогают пехотинцам высадиться на берег во время операции советской армии по разгрому японских милитаристов, 1945
Токио, в свою очередь, не признал вхождение островов в состав Советского Союза, а спустя шесть лет при политическом давлении США начал оспаривать право СССР на владение четырьмя из 56 островов Курильской гряды: Хабомаи, Шикотаном, Кунаширом и Итурупом.
Советский союз и Япония подписали Совместную декларацию, первый шаг к мирному договору
В 1956 году Советский Союз и Япония подписали совместную декларацию, в которой Москва выражала согласие рассмотреть возможность передачи двух островов — Хабомаи и Шикотан — после заключения мирного договора. Кроме того, стороны отказывались от претензий в отношении друг друга, включая репарации в пользу СССР, и взаимно вводили режим наибольшего благоприятствования. Подписанный документ официально восстанавливал прерванные войной дипломатические отношения и должен был стать прологом для последующего мирного договора.
Председатель Совета Министров СССР Николай Александрович Булганин и премьер-министр Японии Итиро Хатояма во время подписания совместной Декларации СССР и Японии. Кремль, 19 октября 1956 года. Репродукция.
Председатель Совета Министров СССР Николай Александрович Булганин и премьер-министр Японии Итиро Хатояма во время подписания совместной Декларации СССР и Японии. Кремль, 19 октября 1956 года. Репродукция.
Однако спустя четыре года Токио заключил пакт безопасности с США, в соответствии с которым в Японии сохранялось американское военное присутствие. В условиях холодной войны для Москвы такой демарш означал замораживание дискуссии по всем послевоенным вопросам.
Михаил Горбачев впервые в истории советско-японских отношений посетил Токио
Ситуация изменилась только 30 с лишним лет спустя, когда в апреле 1991 года Михаил Горбачев впервые в истории советско-японских отношений посетил Токио. В совместном заявлении президент СССР и премьер-министр Японии Тосики Кайфу обозначили намерение возобновить переговоры с целью заключения мирного договора.
«Новый подход»
Синдзо Абэ
В последующие годы стороны медленно продвигались к решению проблемы, как сказано в Токийской декларации 1998 года, «путем разрешения территориального вопроса исходя из исторических и юридических фактов и на основе выработанных документов, принципов законности и справедливости».
Точка максимального сближения, «новый подход» предложен премьер-министром Японии Синдзо-Абэ
Точкой максимального сближения стал 2016 год, когда глава японского правительства Синдзо Абэ провозгласил «новый подход» к разрешению территориального спора. Несмотря на неоднозначную реакцию в обществе, многие в Японии отмечали, что вопрос о принадлежности островов де-факто закрыт. Токио косвенно признавал невозможность изменения границ. При этом готовность России к их совместному экономическому освоению открывала определенные перспективы, которые могли бы в будущем быть зафиксированы подписанием долгожданного мира. Было запущено несколько проектов в сфере туризма, медицины и рыболовной отрасли. В японском правительстве был учрежден пост министра по экономическим отношениям с Россией.
6 мая 2016. Президент России Владимир Путин и премьер-министр Японии Синдзо Абэ во время встречи в резиденции «Бочаров ручей»
6 мая 2016. Президент России Владимир Путин и премьер-министр Японии Синдзо Абэ во время встречи в резиденции «Бочаров ручей»
Вероятно, одна из важнейших причин того, почему курс Абэ в отношении России не принес результатов, заключается в несоответствии этого курса «духу времени», отмечает доцент кафедры истории политических учений факультета политологии ГАУГН Олег Кочеров.
— Улучшение отношений с Россией, хоть и само по себе ценное для Японии, в идеале должно было не только разрешить курильский вопрос, но и вылиться и в более выгодный для Токио баланс сил в регионе (прежде всего в треугольнике КНР — Россия — Япония). Но глобальная политическая динамика фактически поставила крест на этом проекте. Пространство для маневра в российско-японских отношениях, которое и так не было широким из-за близости Токио и Вашингтона, сузилось еще больше, и Японии фактически оказалось нечего предложить России в обмен на решение курильского вопроса.
«Никаких изменений
быть не может»
Россия подтверждает невозможность изменения границ после обновления Конституции
После утверждения внесенных президентом поправок в Конституцию России в 2020 году, статья 67 основного закона гласит: «Российская Федерация обеспечивает защиту своего суверенитета и территориальной целостности. Действия (за исключением делимитации, демаркации, редемаркации государственной границы РФ с сопредельными государствами), направленные на отчуждение части территории РФ, а также призывы к таким действиям не допускаются».
Курильский медведь на Тихоокеанском побережье острова Кунашир
В политических кругах Японии появилось мнение о том, что случай с Курилами подпадает под определения «делимитация» и «демаркация». Однако впоследствии Министерство иностранных дел России выступило с отдельным комментарием, что данное уточнение в Конституции РФ не применимо к определению территориальной принадлежности островов.
Курильский медведь на Тихоокеанском побережье острова Кунашир
— В диалоге с Токио мы всегда исходили из нерушимости наших границ, подчеркивали необходимость признания Японией итогов Второй мировой войны в полном объеме, включая полную принадлежность южнокурильских островов Российской Федерации. Никаких изменений нет. Мало того, никаких изменений быть не может.
Рыболовецкий сейнер в бухте Крабовая у берегов острова Шикотан, 2005
Таким образом, нахождение Курильских островов в составе России и невозможность их передачи Японии были окончательно утверждены в Основном законе Российской Федерации.
Рыболовецкий сейнер в бухте Крабовая у берегов острова Шикотан, 2005
В действительности невозможность какой-либо передачи Курил Японии объясняется нежеланием Японии признать итоги Второй мировой войны и их принадлежность России как один из этих итогов, отмечает эксперт клуба «Валдай», заведующий кафедрой востоковедения МГИМО МИД России Дмитрий Стрельцов.
— В 2018 году Абэ предложил решить этот вопрос в условиях декларации, признавая нереалистичность японских требований. На это российская сторона ответила, что Токио сначала должен признать итоги Второй мировой войны, то есть переход Южных Курил, включая острова Итуруп, Хабомаи, Шикотан и Кунашир, в состав СССР. Японцы не могли с этим согласиться, потому что такой подход подрывал бы базовые позиции по данному вопросу. Это обстоятельство делает какие бы то ни было переговоры фактически невозможными, — заключил эксперт.